История храма

 

В селе Ивановское , в 1801 году , была построена небольшая деревянная церковь во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Церковь возвышалась над рекой  Никажель и была видна на многие километры. В 1801 г. в селе  было 116 крестьянских дворов  и проживали 477 крестьян и 488 крестьянок.  Клировые ведомости за 1825 г. сообщают, что священником в церкви с. Ивановского в это время был Константин Михайлович Чертков. Он обучался в Московской Славяно-Греко-Латинской академии, в учении «дошел до философии», потом учился в Спасо-Вифанской семинарии, где и «курс богословия окончил», «уволен» в 1816 г. с аттестатом 2-го разряда, «посвящен на настоящее место во священника Преосвященным Пафнутием архиепископом Абхазским».

В 1831 г. построена каменная церковь Иоанна Милостивого с приделами Всех Святых и Святителя Николая Мирликийского.  Она была перестроена в красном кирпиче на личные средства  фабрикантов Медведевых (владельцев крупнейших в районе ситценабивных фабрик).  Стоит лишь догадываться насколько тяжел был труд строителей, учитывая огромную площадь храма, высоту колокольни, вес колоколов.  Да! Размах строительства поражал масштабами!  Воздвигли крестово-купольный храм с большим притвором и колокольней над ним с главным приделом в честь святителя Иоанна Милостивого, и приделами в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Всех святых. Глав пять (одна центральная – выше, а остальные четыре нижние равны между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов. Высота колокольни  — 30м. Диаметр купола на колокольне 4.5 м.  Купольные кресты покрыты 10 миллиметровыми медными пластинами и позолочены гальваническим методом.

1

Все стены православного храма  были покрыты росписями. Небо (свод) и земля(пол) при помощи росписи неразрывно сливались в единый мир молящихся.

 

На северных и южных стенах были изображены  сцены истории Нового и Ветхого завета. К сожалению, росписи утрачены, но каждый год удивительным образом замечено, что краски становятся всё ярче и ярче и уже  с уверенностью можно определить,  что было  написано ранее.

Вот так, по милости Божьей мы увидели жен-мироносиц, которым является ангел с радостной вестью о Воскресении Христовом.

 

2

 

 

Вот, Иосиф ведет ослика, на котором сидит Пресвятая Дева и держит на Своих пречистых руках Младенца Иисуса. Ночь. Кругом пустыня. Того и жди, что из-за скалы выскочат дикие звери и растерзают и путников и животное, или нападут жестокие разбойники. Это сцена  «Бегства в Египет».

3

И захватывает дух, разглядывая пусть эти искалеченные, но такие близкие сердцу, картины из истории Церкви. И ощущаешь в себе тоску и стремление к утраченному раю.

Иконостас Иоанно-Милостивого храма в первозданном виде: По архивным данным 147 икон украшали стены храма, не считая росписи в виде фресок.

4

 

Вокруг храма была поставлена кирпичная ограда с железными решетками.  А рядом возведена  кирпичная двухэтажная постройка церковно-приходской школы, открытой в 1873 году ( здание школы сохранилось ).

При церкви издавна по штату полагался причт состоявший из священника (в 1850 г. здесь служил о. Алексий Иванович Мошков), диакона и дьячка. Клировая ведомость 1851 г. сообщает, что церковь Иоанна Милостивого, села Ивановского зданием каменная с токовой же колокольней, крепка. Престол один.

Причта положено по штату издавна — священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у священноцерковнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле. Дьячковского дома не было, а земля для оного была.

В 1851 г. в церкви с. Ивановского служил священник Алексий Иоаннович Мошков, 30 лет, он родился в Московской губернии, был сыном священника, обучался в Московской семинарии наукам: богословским, философским, словесным и языкам -латинскому и греческому, по окончании курса в 1848 г. был уволен в Епархиальное ведомство и произведен на настоящее место во священника в 1849 г. Его жена Надежда Яковлева, 24-х лет, дочь Анна — полгода. Диакон Никита Стефанов Петропавловский, 56 лет, по жениному родству священнику дядя, дьячок Семен Николаев Молчанов, 51 год, пономарь Константин Павлов Розанов, 44 лет. Село Ивановское — было ведомства Государственных имуществ.

Холодная церковь построена когда и кем не известно, а теплая же трапезная и колокольня окончательно устроены в 1864 г. иждивением старосты церковного, ведомства Государственных имуществ, Подольского уезда, сельца Винюкова крестьянина Илии Павлова Медведева.

Зданием каменная с таковой же колокольней, крепка. Престол один. Престолов 3 — в холодной — во имя Святителя Иоанна Милостивого, в теплой трапезе- во имя Святителя и Чудотворца Николая, во имя Всех Святых. Причта положено по штату издавна — священник, диакон, дьячок и пономарь.

Священник Алексий Иоаннов Мошков, 45 лет, произведен на настоящее место во священника в 1849 г. Жена Надежда Яковлева, Дети — Анна не упоминается, вероятно уже не жила с родителями, Василий, 15 лет, обучается в Московской Духовной семинарии, Илия, 13 лет, в Андрониевском Духовном училище, Иоанн, 7 лет, Пелагея, 2 года. Диакон Александр Иоаннов Уаров, 26 лет, дьячок Павел Иванов Розанов, 25 лет, пономарь тот же. Диакон Никита Стефанов Петропавловский, 56 лет, по жениному родству священнику дядя, дьячок Семен Николаев Молчанов, 51 год, пономарь Константин Павлов Розанов, 44 лет.

Сиротствующие — умершего заштатного священника вдова Анна Архипова Здравомыслова, 62-х лет, живет в доме зятя — священника.

В 1880-х гг. в храме с. Ивановского служил священник Иван Гречанинов, его сын Василий (род. 1882) в 1897 г. окончил Волоколамское Духовное училище, в 1899 г. перевелся из Вифанской в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1904 г.

В конце XIX в. фабрикантом Львом Ильичем Медведевым в ныне существующем огромном каменном храме во имя Всех Святых (с приделами Иоанна Милостивого и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца) устроена усыпальница рода Медведевых.

В 1895 г. церковным старостой на 1-е трехлетие был избран потомственный почётный гражданин Лев Ильич Медведев, владелец фабрики в Венюкове, на которой работало более 1000 человек, а с 1872 г. и фабрики в Борис-Лопасне (так называлась западная часть Лопасни, соседствующая с Ивановским). Его сын Иван Львович, по образованию химик, работал на своей фабрике в Венюкове.

В 1897 г. при церкви Иоанна Милостивого, по инициативе священника С.В. Орлова и по просьбе крестьян, была открыта церковно-приходская школа.

Первое время школа помещалась в церковной сторожке и содержалась на средства попечителя фабриканта Л.И. Медведева, очень расположенного к школе.

С 1908 г. школа была переведена в прекрасное собственное здание, постройку которого начал Л.И. Медведев, а после его смерти в 1906 г., завершил его сын П.Л. Медведев, который принял на себя также попечительство о школе.

В 1909 г. в школе обучалось 60 человек.

В Ивановском Медведевы построили ещё и богадельню.

Около храма сохранена надгробная плита Льва Ильича Медведева из фамильной усыпальницы этого рода. Надпись на которой свидетельствует, что родился он  11 февраля 1836 году, а умер в январе 1906 (от воспаления легких). В церкви Иоанна Милостивого Лев Ильич крестил своего  сына Владимира в 1876 году. И именно он продолжил дело своего отца. В 1895 г. Льва Ильича избрали церковным старостой общины.  Прихожанами были  в основном, земледельцы деревни Ивановское, Сергеево, Чепелёво и рабочие из дер. Венюково.

Основным благоукрасителем, благотворителем в истории храма, был Лев Ильич. Сохранились воспоминания об этом человеке, который многие годы нёс труды и заботы по церкви.  Который никогда не оставался равнодушным в приходской жизни и стремился сделать таким чудным и светлым  то место, которое призвано исцелять души человеческие. То место, где начинается нескончаемая повесть страданий и нужд, неслышных воплей утомленных сердец, затаенных надежд и тихой радости о Господе.

 

IMG_2729

Поэтому, совершенно не удивительно, что из всех плит усыпальницы, которая была разорена, сохранилась именно его.

Господь напоминает нам , живущем в веке нынешнем, о необходимости чтить память тех, кто так много потрудился на ниве Христовой.

Позже достроили усыпальницы справа и слева от притвора, где нашли покой многие из рода Медведевых.

В 1908 году, в канун Светлого праздника Пасхи, на территории Московской губернии произошло сильнейшее наводнение. Сильно пострадал от вешней воды кирпичный завод близ сельца Никажель, где изготавливали кирпич для строительства нового храма. В мае 1908 г.Владимир Львович выделил денежные средства на строительство новой мельницы и на восстановление  завода.В октябре 1909 года Владимир Львович Медведев организовал при строившемся храме из рабочих и служащих фабрики мужской церковный хор. Регентом был назначен житель дер. Сергеево — Волков Н.М.

Освящение храма приурочили к  300-летию Дома Романовых в 1913 г.

В тяжелое время 1918г., когда Церковь и Государство были отделены друг от друга,  Церковно-приходскую школу закрыли.

Потребительский подход 1920-1930-х годов к историческому и культурному наследию прошлого, призывы избавиться от ненужных традиций прежней культуры, варварское истребление памятников старины (в первую очередь церковных сооружений и предметов религиозного культа) нанесли непоправимый ущерб истории и культуре России.

С целью организации всеобщего, тотального учета художественно-исторического имущества на всей территории страны, был принят декрет СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений».

Так и наш храм был передан Отделу Управления Серпуховского Облисполкома, в который предоставлялось заявление с просьбой о возобновлении ранее подписанного договора на пользование храмом и находящихся в нём богослужебных предметов с приложением в виде описи церковного имущества.

По результатам архивных исследований за 1923-1930 года доподлинно известно,

Сохранились архивные копии договоров и описи Иоанно-Милостивой церкви в период с 1923-1930 г. Вот  некоторые пункты этих документов:

— мы, нижеподписавшиеся граждане обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также соблюдение лежащих на нас по этому договору и иных обязанностей.

— мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма.

-мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего имущества.

И вот выписки из неё, от 10 октября 1923 г:

— настоящая церковь каменная, с такой же колокольней и оградкой. В ней престолов —3

-крест напрестольный сребропозлащенный -1

-крестов медных — 3

— потир прибором сребропозлащенный  — 1

-дарохранительница сребропозлащенная -1

-Евангелие бархатное с сребропозлащенными углами -1

-подсвечников -32

-паникадил — 4

— икон в иконостасах больших -30

-икон в Царских вратах — 6

-икон в приделах больших — 20

-икон в Царских вратах приделов — 12

-икон в киотах -3

-икон без риз — 40

-икон внутри главного алтаря  в медных ризах -6

— клиросов — 6

— колокол большой весом  518 пудов 10 фунтов ( 8500кг)

( это очень значительный вес для колокола )

-колокол полиелейный весом 126 пудов 35 фунта

— колокол славий — 35 пудов

— всех колоколов меньшего веса — 10

К документам прилагался список с указанием фамилии, имени и отчества, социального положения, имущественного положения и времени присоединения к данному храму. В основном,  прихожане — земледельцы, проживающие в дер. Ивановское, Сергеево и Венюково,  и дер. Чепелёво (16 человек), в имуществе которых — дом с надворной постройкой. Всего — 176 человек! Это, если учесть, что в это время пытались всячески и повсеместно искоренить  православную веру.

Членов приходского совета — 7 из каждой деревни по 1-2 человека.

Состав священнослужителей и других ответственных лиц на 1о октября 1923 г.:

Священник: Гиляров Николай Николаевич ( с 1890 г. в храме)

Диакон: Любимов Иван Гаврилович ( в храме с 1865 г.)

Псаломщик: Вознесенский Сергей Васильевич ( в храме с 1870. г)

Церковный староста: Аляпин Степан Николаевич

Член приходского совета: Евстафьев Егор Андреевич ( с 1865г.в храме )

 

Хочется не надолго обратиться к истории нашего государства:

Из предложения Л.Д. Троцкого в Политбюро (1922 г.)

«Против моего окна стоит церковь. Из десяти прохожих… по крайне мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи…Нужен решительный и твердый поворот в постановке нашей агитации и пропаганды».

Да, несмотря на гонения и притеснения люди шли в храмы, подписывали приходские документы, доказывая свою причастность к святому месту.  И уже через 2 года, количество открыто исповедующих свою принадлежность к церкви уменьшилось в разы, а к 1939 году  остались единицы исповедников.

Сведения о состоянии имущества на 24 августа 1925 г.

Количество прихожан, по состоянию на 1925 год, согласно подписям — 58

Была отремонтирована крыша храма и окрашена медянкою на сумму 300 р.

В январе 1925 злоумышленниками похищен потир, напрестольный крест, дарохранительница и три завесы от Святых врат.

Священник: протоиерей Смирнов Николай Григорьевич, 1867 г.р.

Диакон: Любимов Иван Гаврилович

Псаломщик: Вознесенский Сергей Васильевич

Председатель совета : Сергей Андреевич Соловов.

 

Состав священнослужителей и других ответственных лиц на 5 мая 1930 г.:

Священник: протоиерей Смирнов Николай Григорьевич, 63 лет (1867 г.р.), прибыл из Бронницкого округа, село Троицкое-Зотово, закончивший курсы духовной семинарии.

Диакон: Любимов Иван Гаврилович, 6о лет, село Легчищево

Председатель совета : Сергей Андреевич Соловов,

Член совета Евстафьев Егор Андреевич ( с 1865г.в храме )

 

В заявлении от 2 февраля 1930 г. в административный отдел Лопасненского РИКа Серпуховского района сообщается, что храм по случаю обременительного страхового налога ( 960 р) закрыт. И выражается  просьба — уменьшить или отменить налог (долг на то время составил 545 р. ). До апреля в храме не совершались богослужения, а 8 числа  представители РИКа вновь передали храм  церковному совету.

Чтобы более наглядно ощутить сумму налога, сообщу, что согласно документам: вознаграждение  священника за 10 месяцев 1930 г. составило 555руб 65 коп., а диакона — 370 руб. 45 коп. —  т.е батюшка должен был не есть и не пить фактически 19 месяцев, чтобы оплатить 1 лишь страховой налог, не говоря уж о ремонтных, отопительных и других нужд храма.

А теперь обратимся к истории: к 1939 году церковная структура по всей стране была практически уничтожена; епархии как административные единицы фактически исчезли, большая часть духовенства истреблена физически или находилась в лагерях.  Так, в 1939г. не миновала участь  закрытия и разорения и нашего храма.  4 декабря 1939 г. его закрыли на долгие годы.  Во время службы, а в это день как раз была праздничная литургия в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм,  вошли представители правительства и попросили освободить церковь.  По просьбе настоятеля и прихожан, разрешили дослужить до конца, после чего, имущество описали, все ценности изъяли, иконостас был изъят и переплавлен.

5

В  более поздние годы в здании находились: сельская библиотека и медпункт.

После 1970 г.  храм был заброшен и в полуразрушенном состоянии находился до начала 21 века.

Лишь с 10 июня 2001 г в канун престольного праздника, возобновились регулярные богослужения и началось возрождение храма. Настоятель храма — иеромонах Самуил (Бурбенский).

Использованы материалы сайта: http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_ivanovskoe_vseh_svyatyh_cerkov.html

Ответ на “История храма

  1. По словам внучки члена приходского совета Евстафьева Егора Андреевича Красновой Тамары Алексеевны, её отец Евстафьев Алексей Егорович с 14-ти лет работал на фабрике Медведевых и был певчим в церковном хоре, который любил слушать Лев Ильич Медведев. Имеется фотография певчих, и среди них кто-то из клириков Церкви Иоанна Милостивого. Фотография была реликвией в доме Евстафьевых, проживавших на хуторе за фабрикой со стороны Сергеева. Она висела у них на стене. Её можно увидеть здесь https://ok.ru/profile/574275321227/album/837590660491/858289487243

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *