История храма

 

В селе Ивановское , в 1801 году , была построена небольшая деревянная церковь во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Церковь возвышалась над рекой  Никажель и была видна на многие километры.

В 1864 г..на этом же месте  она была перестроена в красном кирпиче на личные средства  фабрикантов Медведевых (владельцев крупнейших в районе ситценабивных фабрик).  Стоит лишь догадываться насколько тяжел был труд строителей, учитывая огромную площадь храма, высоту колокольни, вес колоколов.  Да! Размах строительства поражал масштабами!  Воздвигли крестово-купольный храм с большим притвором и колокольней над ним с главным приделом в честь святителя Иоанна Милостивого, и приделами в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Всех святых. Глав пять (одна центральная – выше, а остальные четыре нижние равны между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов. Высота колокольни  — 30м. Диаметр купола на колокольне 4.5 м.  Купольные кресты покрыты 10 миллиметровыми медными пластинами и позолочены гальваническим методом.

1

Все стены православного храма  были покрыты росписями. Небо (свод) и земля(пол) при помощи росписи неразрывно сливались в единый мир молящихся.

 

На северных и южных стенах были изображены  сцены истории Нового и Ветхого завета. К сожалению, росписи утрачены, но каждый год удивительным образом замечено, что краски становятся всё ярче и ярче и уже  с уверенностью можно определить,  что было  написано ранее.

Вот так, по милости Божьей мы увидели жен-мироносиц, которым является ангел с радостной вестью о Воскресении Христовом.

 

2

 

 

Вот, Иосиф ведет ослика, на котором сидит Пресвятая Дева и держит на Своих пречистых руках Младенца Иисуса. Ночь. Кругом пустыня. Того и жди, что из-за скалы выскочат дикие звери и растерзают и путников и животное, или нападут жестокие разбойники. Это сцена  «Бегства в Египет».

3

И захватывает дух, разглядывая пусть эти искалеченные, но такие близкие сердцу, картины из истории Церкви. И ощущаешь в себе тоску и стремление к утраченному раю.

Иконостас Иоанно-Милостивого храма в первозданном виде: По архивным данным 147 икон украшали стены храма, не считая росписи в виде фресок.

4

 

Вокруг храма была поставлена кирпичная ограда с железными решетками.  А рядом возведена  кирпичная двухэтажная постройка церковно-приходской школы, открытой в 1873 году ( здание школы сохранилось ).

 

Около храма сохранена надгробная плита Льва Ивановича Медведева из фамильной усыпальницы этого рода. Надпись на которой свидетельствует, что родился он  11 февраля 1836 году, а умер в январе 1906 (от воспаления легких). В церкви Иоанна Милостивого Лев Иванович крестил своего  сына Владимира в 1876 году. И именно он продолжил дело своего отца. В 1895 г. Льва Ильича избрали церковным старостой общины.  Прихожанами были  в основном, земледельцы деревни Ивановское, Сергеево, Чепелёво и рабочие из дер. Венюково.

Основным благоукрасителем, благотворителем в истории храма, был Лев Иванович. Сохранились воспоминания об этом человеке, который многие годы нёс труды и заботы по церкви.  Который никогда не оставался равнодушным в приходской жизни и стремился сделать таким чудным и светлым  то место, которое призвано исцелять души человеческие. То место, где начинается нескончаемая повесть страданий и нужд, неслышных воплей утомленных сердец, затаенных надежд и тихой радости о Господе.

 

IMG_2729

Поэтому, совершенно не удивительно, что из всех плит усыпальницы, которая была разорена, сохранилась именно его.

Господь напоминает нам , живущем в веке нынешнем, о необходимости чтить память тех, кто так много потрудился на ниве Христовой.

Позже достроили усыпальницы справа и слева от притвора, где нашли покой многие из рода Медведевых.

В 1908 году, в канун Светлого праздника Пасхи, на территории Московской губернии произошло сильнейшее наводнение. Сильно пострадал от вешней воды кирпичный завод близ сельца Никажель, где изготавливали кирпич для строительства нового храма. В мае 1908 г.Владимир Львович выделил денежные средства на строительство новой мельницы и на восстановление  завода.В октябре 1909 года Владимир Львович Медведев организовал при строившемся храме из рабочих и служащих фабрики мужской церковный хор. Регентом был назначен житель дер. Сергеево — Волков Н.М.

Освящение храма приурочили к  300-летию Дома Романовых в 1913 г.

В тяжелое время 1918г., когда Церковь и Государство были отделены друг от друга,  Церковно-приходскую школу закрыли.

Потребительский подход 1920-1930-х годов к историческому и культурному наследию прошлого, призывы избавиться от ненужных традиций прежней культуры, варварское истребление памятников старины (в первую очередь церковных сооружений и предметов религиозного культа) нанесли непоправимый ущерб истории и культуре России.

С целью организации всеобщего, тотального учета художественно-исторического имущества на всей территории страны, был принят декрет СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений».

Так и наш храм был передан Отделу Управления Серпуховского Облисполкома, в который предоставлялось заявление с просьбой о возобновлении ранее подписанного договора на пользование храмом и находящихся в нём богослужебных предметов с приложением в виде описи церковного имущества.

По результатам архивных исследований за 1923-1930 года доподлинно известно,

Сохранились архивные копии договоров и описи Иоанно-Милостивой церкви в период с 1923-1930 г. Вот  некоторые пункты этих документов:

— мы, нижеподписавшиеся граждане обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также соблюдение лежащих на нас по этому договору и иных обязанностей.

— мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма.

-мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего имущества.

И вот выписки из неё, от 10 октября 1923 г:

— настоящая церковь каменная, с такой же колокольней и оградкой. В ней престолов —3

-крест напрестольный сребропозлащенный -1

-крестов медных — 3

— потир прибором сребропозлащенный  — 1

-дарохранительница сребропозлащенная -1

-Евангелие бархатное с сребропозлащенными углами -1

-подсвечников -32

-паникадил — 4

— икон в иконостасах больших -30

-икон в Царских вратах — 6

-икон в приделах больших — 20

-икон в Царских вратах приделов — 12

-икон в киотах -3

-икон без риз — 40

-икон внутри главного алтаря  в медных ризах -6

— клиросов — 6

— колокол большой весом  518 пудов 10 фунтов ( 8500кг)

( это очень значительный вес для колокола )

-колокол полиелейный весом 126 пудов 35 фунта

— колокол славий — 35 пудов

— всех колоколов меньшего веса — 10

К документам прилагался список с указанием фамилии, имени и отчества, социального положения, имущественного положения и времени присоединения к данному храму. В основном,  прихожане — земледельцы, проживающие в дер. Ивановское, Сергеево и Венюково,  и дер. Чепелёво (16 человек), в имуществе которых — дом с надворной постройкой. Всего — 176 человек! Это, если учесть, что в это время пытались всячески и повсеместно искоренить  православную веру.

Членов приходского совета — 7 из каждой деревни по 1-2 человека.

Состав священнослужителей и других ответственных лиц на 1о октября 1923 г.:

Священник: Гиляров Николай Николаевич ( с 1890 г. в храме)

Диакон: Любимов Иван Гаврилович ( в храме с 1865 г.)

Псаломщик: Вознесенский Сергей Васильевич ( в храме с 1870. г)

Церковный староста: Аляпин Степан Николаевич

Член приходского совета: Евстафьев Егор Андреевич ( с 1865г.в храме )

 

Хочется не надолго обратиться к истории нашего государства:

Из предложения Л.Д. Троцкого в Политбюро (1922 г.)

«Против моего окна стоит церковь. Из десяти прохожих… по крайне мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи…Нужен решительный и твердый поворот в постановке нашей агитации и пропаганды».

Да, несмотря на гонения и притеснения люди шли в храмы, подписывали приходские документы, доказывая свою причастность к святому месту.  И уже через 2 года, количество открыто исповедующих свою принадлежность к церкви уменьшилось в разы, а к 1939 году  остались единицы исповедников.

Сведения о состоянии имущества на 24 августа 1925 г.

Количество прихожан, по состоянию на 1925 год, согласно подписям — 58

Была отремонтирована крыша храма и окрашена медянкою на сумму 300 р.

В январе 1925 злоумышленниками похищен потир, напрестольный крест, дарохранительница и три завесы от Святых врат.

Священник: протоиерей Смирнов Николай Григорьевич, 1867 г.р.

Диакон: Любимов Иван Гаврилович

Псаломщик: Вознесенский Сергей Васильевич

Председатель совета : Сергей Андреевич Соловов.

 

Состав священнослужителей и других ответственных лиц на 5 мая 1930 г.:

Священник: протоиерей Смирнов Николай Григорьевич, 63 лет (1867 г.р.), прибыл из Бронницкого округа, село Троицкое-Зотово, закончивший курсы духовной семинарии.

Диакон: Любимов Иван Гаврилович, 6о лет, село Легчищево

Председатель совета : Сергей Андреевич Соловов,

Член совета Евстафьев Егор Андреевич ( с 1865г.в храме )

 

В заявлении от 2 февраля 1930 г. в административный отдел Лопасненского РИКа Серпуховского района сообщается, что храм по случаю обременительного страхового налога ( 960 р) закрыт. И выражается  просьба — уменьшить или отменить налог (долг на то время составил 545 р. ). До апреля в храме не совершались богослужения, а 8 числа  представители РИКа вновь передали храм  церковному совету.

Чтобы более наглядно ощутить сумму налога, сообщу, что согласно документам: вознаграждение  священника за 10 месяцев 1930 г. составило 555руб 65 коп., а диакона — 370 руб. 45 коп. —  т.е батюшка должен был не есть и не пить фактически 19 месяцев, чтобы оплатить 1 лишь страховой налог, не говоря уж о ремонтных, отопительных и других нужд храма.

А теперь обратимся к истории: к 1939 году церковная структура по всей стране была практически уничтожена; епархии как административные единицы фактически исчезли, большая часть духовенства истреблена физически или находилась в лагерях.  Так, в 1939г. не миновала участь  закрытия и разорения и нашего храма.  4 декабря 1939 г. его закрыли на долгие годы.  Во время службы, а в это день как раз была праздничная литургия в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм,  вошли представители правительства и попросили освободить церковь.  По просьбе настоятеля и прихожан, разрешили дослужить до конца, после чего, имущество описали, все ценности изъяли, иконостас был изъят и переплавлен.

5

В  более поздние годы в здании находились: сельская библиотека и медпункт.

После 1970 г.  храм был заброшен и в полуразрушенном состоянии находился до начала 21 века.

Лишь с 10 июня 2001 г в канун престольного праздника, возобновились регулярные богослужения и началось возрождение храма. Настоятель храма — иеромонах Самуил (Бурбенский).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *